четверг, 29 декабря 2016 г.

Уважаемые коллеги и гости блога
 "Библиотечный навигатор"! 

Поздравляем с наступающим Новым годом! Желаем творческих успехов и побед! А мы обещаем радовать Вас новыми и полезными публикациями о библиотечном деле и книжной индустрии! 




С уважением, инновационно-методический отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова МУК ЦБС г. Краснодара.

среда, 28 декабря 2016 г.

Круглый стол "Библиотеки России" с участием депутата Государственной думы РФ В. Л. Евланова прошел в библиотеке им. Н. А. Некрасова

На базе центральной городской библиотеки им. Н. А. Некрасова 27 декабря прошел  круглый стол  в рамках партийного проекта Всероссийской политической партии "Единая Россия" "Библиотеки России". 

«Проект «Библиотеки России» — это федеральный партийный проект. Он был создан одним из первых. Очень важно, что он направлен на то, чтобы сделать наши библиотеки центром социального культурно-нравственного развития наших граждан. Очень важно, чтобы библиотеки стали центром, а это в городе у нас происходит, центром общения наших граждан», — сказала Галина Глущенко, руководитель исполнительного комитета краснодарского отделения партии «Единая Россия».

 «Роль библиотечной системы огромная. Мы считаем, что жители нашего города богаты духовно. А это опять же очень большая часть вашего участия. Вашего профессионализма, вашего желания сделать доброе людям и создавать эти условия для всех жителей нашего города», — Владимир Евланов, депутат Государственной думы РФ

Подробнее:http://www.neklib.kubannet.ru/index.php/afisha-nedeli/novosti/2115-27-12-16-zasedanie-kruglogo-stola-v-ramkakh-proekta-biblioteki-rossii



Источник: http://tvkrasnodar.ru/news/v-krasnodare-proshla-konferenciya-o-razvitii-bibliotechnogo-dela/

понедельник, 26 декабря 2016 г.

Обзор библиотечной блогосферы: блоги о книге и чтении


Интересно представить библиотеку и заинтересовать чтением предлагают различные блоги. 



Полные тексты книг отдела «Редкий фонд» размещает МБУК «Библиотечно-информационный центр Кушвинского городского округа» в блоге «БиблиоКушва» (http://kushva-lib.blogspot.ru/p/blog-page_18.html). 

Интересно о работе библиотеки и книгах пишет заведующая библиотекой МУК ЦБС г. Белгорода в блоге «БиблиоМенеджер» (http://bibliomenedzer.blogspot.ru). Посты сопровождаются необычными фото, например, находками из раритетных журналов.   

Оцифрованные издания местных авторов предлагает своим посетителям блог «БиблиоСова» (http://bibliosava.blogspot.ru/p/blog-page_24.html) МКУ МЦБ Урюпинского муниципального района.

Блог «Библиотека» (http://biblschool1.blogspot.ru) школьной библиотеки МКОУ СОШ № 1 п. Дергачи Саратовской области выкладывает электронные пособия по разным дисциплинам, ссылки на детские электронные журналы.

Вопросам создания электронных библиотек посвящен блог «Сообщество ELIBCONSULT: создание электронной библиотеки от проекта до реализации» (http://elibconsult.livejournal.com/) г. Санкт-Петербург.

Рубрику «Машина времени», рассказывающая о редких книгах, ведет блог «Страна Читалия» детской библиотеки № 58 ГБУК ЦБС № 1 г. Москва (http://bibl58.blogspot.ru).

Блог «Читалка для гурмана» (http://silentium2.blogspot.ru/) МОБ г. Екатеринбурга пишет о современной русской литературе, интерактивные рисунки с видеовставками, заметки с конференции.

Блог «Читать не вредно!» (http://omsk117.blogspot.ru/) БОУ г. Омска ведет рубрику «Библио Google», публикуя материалы о чтении и книгах, найденные автором в интернете.

В книжном бэби-клубе о детском чтении библиотекаря ЦГБ г. Каменск-Уральского Свердловской области блога «Я расту с книгой» (http://iarostysknigoi.blogspot.ru) статьи распределены по рубрикам, соответствующим возрасту: от 0 до 2 лет, от 2 до 4, от 4 до 6, от 6 до 8 лет. 

Коллективный блог «ВО!круг книг» ( http://vokrugknig.blogspot.ru/p/blog-page_5387.html)  г. Челябинска посвящен чтению, литературе края.  Аннотации и отзывы на книги авторские, уникальные, сопровождаются буктрейлерами. Рубрики также необычны. Так в разделе «Путешествие с книгой» читателям блога предлагается путешествие в разные уголки мира с помощью отрывков из произведений знаменитых писателей. Рубрика «Настроение дня» наполнена тематическими стихами, статьями. «Пушкиниана» включает исследовательские материалы, массовые мероприятия, посвященные А. С. Пушкину. «Праздник как повод почитать» - вкладка с литературно-краеведческими материалами к дате. «Читаем и вкусно едим» - раздел состоит из рецептов, рассказанных в своих книгах различными авторами.

Креативно оформленный коллективный блог «Детская библиотека интересов» (http://kid-home-lib.livejournal.com/) освещает как классические  шедевры мировой литературы для детей, так и изданные в последние месяцы детские книги.

О современном облике библиотеки рассказывают на своих  страницах различные блоги. Фотосессии родного края, выставки и интерьер библиотеки, включая зеленый уголок, фотографии питомцев при библиотеке выставляет в своем блоге «БиблиоОгонек» МКУК «Калачевская городская ЦБС» (http://library-famili-center-kalach2.blogspot.ru).

 Блог «БиблиоДонNEWS» Иловлинской медпоселенческой центральной библиотеки (http://biblioilov.blogspot.ru) организовал рубрику «Фотопроект Step by step: 365 дней из жизни библиотеки», в которой публикует фотографии, отражающие различные стороны жизни библиотеки: книжные будни, работу отдельных отделов, аварии, ход ремонтных работ. Другая интересная рубрика блога – «Фото читателей». 

Краудсорсинг-проект «Модернизация библиотеки ГБПОУ «1-й МОК» реализует на странице своего блога «Библиотека «1-МОК» заведующая библиотекой (г. Москва) (http://lib1mok.blogspot.ru/p/blog-page.html). 

Информацию о прошедших мероприятиях МБУК г. Самара «ЦСДБ» в блоге «Детские библиотеки Самары» (http://csdb-samara.ru/news/) публикуют в форме пострелизов.

Екатеринбургский блог «БиблиоУвлечение» (http://librarian-otaku.blogspot.ru/) рассказывает об аниме.

Авторский, уникальный контент, который пишут сами специалисты – сотрудники библиотеки, имеет большинство библиотечных блогов. Интересные статьи пишет неофициальный вестник РГБ «РГБлог» (http://leninka-ru.livejournal.com/).

Рубрика «Мода на роман» блога «Мой Библиомир» (http://moybibliomir.blogspot.ru/)  ЦГБ им. А. С.  Пушкина, связывает литературное произведение с его воплощением в модной индустрии. 

«Музей детской книги» - коллективный блог ЦГБ г. Омска (http://biblio72.blogspot.ru/p/blog-page_06.html). Создатели пишут авторские статьи, выкладывают интересные фото и стараются разнообразить страницу различными материалами познавательного характера.

 Персональный блог библиотекаря СОУНБ г. Екатеринбурга «Мышь библиотечная» (http://library-bat.ru/) достаточно популярен в библиотечном сообществе блогеров. Контент страницы индивидуален, креативен. Так, автор участвует в «book challenge» - поединки в сети, цель которых прочесть определенное количество книг за определенный отрезок времени; публикует мастер классы (текстильные книги своими руками); ведет рубрики «интересное за неделю», «что подарить любителю книг» и др. 

Репортажи с выставок, заметки о библиотечных конференциях, краеведческие статьи пишет автор блога «Новая библиотека» (http://lesoteka.livejournal.com/) г. Красноярск.

Медиа-журналы с книжными новинками публикует блог «О нас и для нас» (http://chesnokowa.blogspot.ru/) библиотекарь ГОУ Республики Марий Эл «Лицей-интернат п Ургакш». 

Информативны и уникальны статьи блогов «Разговорчики в библиотеке» библиотеки МОУ СОШ № 8 и пресс-центра «Восьмерочка» г. Сухой Лог Свердловской области (http://098-evdokia.blogspot.ru/), «Региональный центр чтения» Псковской ОНБ (http://www.biblio.pskovlib.ru/). 

Форму репортажа выбрал для себя блог «Репортажи с места событий» г. Новоуральска Свердловской области (http://reportazhi.livejournal.com/).

пятница, 23 декабря 2016 г.

Обзор библиотечной блогосферы: блоги, активно использующие мультимедиа

Использование мультимедийных технологий в блогах, выполненных с помощью сетевых Интернет-ресурсов, стало необходимым условием успешности и привлекательности блога. 


Так, в блоге «ББ» библиотеки-лицея № 130, г. Екатеринбурга (http://biblyceum130.blogspot.ru показаны виртуальные книжные выставки, выполненные с помощью сервиса «Thinglink» в форме чемодана с книгами, при наведении курсора на части которого, отображаются отдельные книги. 

Блог творческой группы педагогов МБОУ СОШ № 107 г. Барнаула «Библиот-АРТ» (http://bibliotekaart.blogspot.ru)  помимо интересной формы электронного читательского дневника предлагает посмотреть видеопрезентации о книгах, выполненные в приложении «PowToon».

Страница блога «Книгосветка» (http://bibliote4ka-al43.blogspot.ru/) выполнена в форме коллажа, нажимая на части которого, открывается отдельная запись.

О веб-квестах пишет блог «Книжная верста» (http://leto-radyga.blogspot.ru/p/blog-page_8933.html). 

Виртуальные экскурсии по г. Колывани, Новосибирской области в виде панорамных фото предлагает блог «Колываночка» (http://klv2013.blogspot.ru/).

Блог «Библио-S-путник» заместителя директора ЦДБ по методическо-инновационной работе Городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина г. Саров ((http://vpereplete.blogspot.ru/2013/07/bvs.html) содержит множество интересных мультимедийных материалов: вебинары, виртуальные экскурсии и книжные выставки (в приложении thingling), видео и фото по краеведению, буктрейлеры. Отдельного внимания заслуживает БиблиоВидеоСтудия при библиотеке, занимающаяся съемкой видеороликов с участием читателей по следующей схеме: в социальных сетях читатели совместно с библиотекарем выбирают рассказ, которым может быть произведением самих читателей; выбранный рассказ (сказка) публикуется на странице библиотеки, его читают, затем идет обсуждение ролей, костюмов, сценария; читатели встречаются в «реале», репетируют и далее снимают видеопостановку. 

Для занятий со школьниками по информационной культуре личности библиотекарь БИЦ гимназии № 25 г. Ставрополя создала блог «БиблиоNetika» (http://biblionetika.blogspot.ru/p/blog-page_07.html). В нем публикуются материалы по созданию блогов и электронные тетради (созданные учениками собственные блоги) участников клуба блогеров библиотечно-информационного центра. 

Блог «БиблиоГейзер» (http://vildeti.blogspot.ruпубликует электронную газету «Страна Вулкания» на странице ресурса «ВикиСибириада», который создан для коллективной работы библиотекарей, педагогов, детей, подростков и молодежи по созданию, размещению и сохранению материалов Сибирского региона. Кроме того, сотрудники публикуют в блоге инфографику, аудиосказки, викторины online, виртуальные экскурсии. 

Интерактивными электронными викторинами для детей привлекает внимание к своему блогу «Библиотека 38» детская библиотека (г. Москва) (http://biblio38svao.blogspot.ru/p/blog-page_21.html).

Информационным технологиям и электронным изданиям посвящен блог «Планета е-книг» (http://blog.rgub.ru/ekniga/) Интернет-проекта РГБ для молодежи.

Электронные интерактивные раскраски детям в блоге «Я-Читайка» (http://bibliotekar14.blogspot.ru) предлагает библиотека «Дружбы народов» филиала № 14 ЦБС для детей г. Севастополя.

Освоению мобильных приложений библиотекарями посвящен коллективный обучающий блог «23 дела с мобильным»(http://ru23mobilethings.blogspot.ru).

Интерактивные литературные карты Псковской области  размещает блог «Проба пера» (http://bibliopskov.blogspot.ru/) ЦБС г. Пскова.

Читательские дневники с творческим наполнением, в то числе выполненные в сервисе «calameo» выкладывает блог «Библиотека Второй Санкт-Петербургской гимназии» (http://valchuk62.blogspot.ru).

Электронный читательский дневник, онлайн-абонемент (забронируй книгу онлайн), сценарии мероприятий, викторины, загадки публикует блог «Библиотека ГБОУ СОШ № 134 им. Сергея Дудко» г. Санкт-Петербург (http://galinasobol.blogspot.ru/).

МБУК ЦК и БО Модельная библиотека с. Подгорняя Покровка Оренбургской области на странице своего блога (http://veravarja.blogspot.ru/) ведет рубрику «Творчество сотрудников» с публикациями их рассказов, выкладывает интерактивные плакаты, видеочтения читателей. 

Виртуальный сетевой краеведческий проект по библиотечным улицам организовал Филиал № 4 ЦБС г. Якутска в своем блоге «Модельная библиотека «Встреча» (http://filial4.blogspot.ru/).

В блоге  «Мастерская «Что творим!» литературно-творческого объединения «Время читать!» ОДБ г. Южно-Сахалинск (http://chtotvorimmasterskaya.blogspot.ru/) проводят интересные веб-проекты, веб-квесты, выкладывают электронные читательские дневники и творческие работы читателей.

В блоге «Читающий Саянск» (http://sayansk-library.blogspot.ru/) г. Саянска Иркутской области создана интерактивная Google-карта писателей Сибири.

Блог библиотеки гимназии № 3 г. Иркутска (http://galinasobol.blogspot.ru/)  в рамках проведения акции «Я выбираю чтение…» выкладывает презентации  каждого из ее направлений: спектакли, творческие работы читателей, выставки с помощью сервиса «GoogleПрезентации».

Конкурс на лучшего чтеца проводит блог библиотеки им А. М. Горького на Пресне (http://bibliotekagorkogo.blogspot.ru/). Желающие присылают видеоклипы, на которых они читают любимые книги. Лучшие публикуются в блоге.

Блог «Роза ветров. Север» (http://murmansk-nordika.blogspot.ru/) Библиотеки-музея им. Н. Блинова г. Мурманска оформлен в холодных северных тонах и отражает краеведческое содержание страницы. Создатели блога публикуют личный опыт изучения и применения сетевых технологий. Ими организован конкурс комиксмейкеров о родном крае «Мурманские Ристории», в котором участники учатся делать комиксы при помощи материалов, выложенных в блоге.

Сетевые проекты организует на своей странице блог «С книгой по жизни» (http://trogoz2gmailcom.blogspot.ru/) г. Заречный Свердловской области.

Большое количество интерактивных конкурсов и викторин в блоге «Смайлик» (http://smaileyk.blogspot.ru/) отдела информационных технологий г. Реж Свердловской области.

Мультимедийные технологии использует блог «Библиотека им. Некрасова» МБУК ЦБС г. Ростов-на-Дону (http://donlib-17.blogspot.ru/). Среди них электронный плакат «Экранизации зарубежных бестселлеров (2010-2016)», щелкнув мышью по выбранной экранизации которого, посетитель блога переходит на сайт легального российского онлайн-кинотеатра и смотрит фильм. Тесты «Кто хочет стать некрасоведом?», отрывки аудиокниг для ознакомления, литературные рейтинги, презентации, интерактивное древо познания литературы, литературная рулетка, ребусы широко представлены в блоге и постоянно обновляются.

Авторские статьи блога «Философия постсовременной библиотеки» (https://postlibraryblog.wordpress.com/)  выполнены в виде открывающихся баннеров.

Библиотекарь ГПБ г. Челябинска ведет блог «Моя библиотека 74.ru» (http://marinamb485.blogspot.ru/), в котором выкладывает мультимедиа-контент, составляет интересные тесты, буктрейлеры.

Инновационно-методический отдел Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского в блоге «БиблиоЖирафы» (http://biblmetod.blogspot.ru/p/blog-page_4.html) публикует информации о проводимой ими сетевой акции  «Белая трость-2014». Цель акции – обратить внимание на потребности и проблемы людей с существенными проблемами со зрением. Для ее проведения создана тематическая группа в Facebook (www.facebook.com/groups/beltrost) и блог (www.beltrost.blogspot.ru), ставшие интерактивной интернет-площадкой, обеспечивающей возможность тематического общения в режиме онлайн и отражения хода мероприятия, аккумуляции информации и опыта работы, фиксации основных итогов. По итогам акции выпущен сборник стихов незрячих и слабовидящих авторов «Свет души», а каждый участник был удостоен электронного диплома [1].

Панорамную виртуальную экскурсию по Колывани, Новосибирская область, предлагает блог «БиблиоКолывань» Колыванской центральной библиотеки (http://natalija106.blogspot.ru).

Блог «Библиокомпас» МУК ЦБС г. Михайловки Волгоградской области (http://bibliokompas.blogspot.ru/p/blog-page_3252.html) размещает новинки литературы и виртуальные выставки, созданные в сервисе «PhotoPeach». 

«БиблиоНюша» - блог МКУК «Новоаннинской межпоселенческой библиотеки»  (http://sergiblin.blogspot.ru) публикует материалы к сетевому проекту «Почитаем!», а также виртуальные книжные выставки.

Интерактивные викторины в блоге «Бриз. Библиотека МБОУ СОШ г. Пионерского» (http://piobriz.blogspot.ru/) Калининградской области  выполнены в сервисе «learningApps.org»,  предлагающем много возможностей для создания викторин, кроссвордов, игр.

Блог «Вести из Книгограда» (http://valentinanovose.blogspot.ru/) школьного библиотекаря МОСШ п. Лыхма Тюменской области выкладывает презентации для родителей о детском чтении, библиотеки на карте Google.


Список использованной литературы и источников:

1. Лиханос, Е. В. Акция «Белая трость» покоряет интернет // Современная библиотека. – 2016. - № 7. – С. 33-35.

четверг, 22 декабря 2016 г.

Официальная эмблема Года экологии в России

Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, Председатель организационного комитета по проведению в России Года экологии Сергей Иванов утвердил единый бренд для федеральных и региональных мероприятий к Году экологии в Российской Федерации: 


Эмблему Года экологии разработало агентство Stellar по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на безвозмездной основе.

Эмблема представляет одновременно богатство, уникальность объектов природы и усилия по охране окружающей среды на территории России. 

Руководство по использованию логотипа и оформлению Года экологии в России можно прочитать по ссылке.

Книжный вызов, или так называемый bookchalenge

Интересную формы работы по привлечению к чтению придумали сами читатели. Они бросают друг другу или самому себе "книжный вызов". Идею подхватили сетевые сообщества, книжные блогеры, сайты о книгах и рекламе.

Так, участвуя в проекте вконтакте" #100книгзагод"(подробнее), участники  ставят перед собой цель прочитать за год определенное количество книг - 10, 50 или все 100! На странице группы принявшие вызов обсуждают свои успехи, оставляют рецензии и получают необходимую мотивацию.


Правила книжных вызовов, как правило, следующие:
1. Для того, чтобы стать участником, необходимо оставить комментарий "принимаю вызов", указать количество книг, предпочтения.
2. Книга засчитывается только в том случае, если она была дочитана до конца после принятия книжного вызова.
3. Книга может быть любого объема, лишь бы была законченным произведением.
4. Если книга подходит под разные пункты, участник сам определяет, куда ее засчитать. 
5. Одна книга может быть засчитана только один раз.
6. Книги можно читать в произвольном порядке.
7. Перечитанная книга полноправно участвует в проекте.
8. Аудиокнига полноправно участвует в проекте.
9. После прочтения участники составляют списки прочитанного, делятся мнениями.

Например, сайт AdMe.ru летом предлагал  такой вызов (подробнее):


Хэштеги книжного вызова действуют по принципу "вирусной рекламы". Библиотекам, рекомендующим лучшие образцы литературы, такая форма работы в социальных сетях эффективна для пропаганды чтения, общения с читателями и повышения информации о библиотеках в сети интернет.

 А Вы уже  используете в своей работе книжные вызовы?

Итоги профессионального конкурса "Лучшая библиотека года - 2016"

20 декабря в ЦГБ им. Н. А. Некрасова состоялось подведение итогов профессионального конкурса «Лучшая библиотека года – 2016».

Мероприятие прошло в формате конкурса "Библиоскар". Ведущие предстали перед зрителями в голливудских образах. 



 По результатам конкурса выбраны 5 номинантов на звание лучшей библиотеки 2016 года: 

 «Лучшая городская библиотека» – Библиотека им. М. Горького (филиал № 7), заведующая Н. М. Борщ; 

«Лучшая профилированная библиотека» – Библиотека им. Н. А. Островского (филиал № 17), заведующая Е. В. Чирва;

 «Лучшая детская библиотека» – Детская библиотека им. С. Я. Маршака (филиал № 15), заведующая Н. А. Огородникова;

 «Лучшая сельская библиотека» – Библиотека им. И. Л. Дроздова (филиал № 29), заведующая И. В. Чечетка;

 «Лучшая профилированная библиотека-клуб» – Библиотека им. А. Д. Знаменского (филиал № 30), заведующая М. А. Листошенкова.



В течение года члены жюри конкурса выезжали в библиотеки,  знакомились с работой каждой из них, оценивали качество и профессионализм сотрудников по всем направлениям библиотечной и культурно-досуговой деятельности и выбрали победителя конкурса  «Лучшая библиотека 2016 года».


 Решением жюри это звание по праву было присвоено Библиотеке им. М. Горького, которая расположена в новом жилом комплексе Восточно-Кругликовский (ул. Героя Яцкова, 6). В этот район города библиотека переехала в 2014 году из аварийного здания по ул. Садовой. Сейчас она представляет собой эстетичное культурное пространство в современном интерьере.

Грамотами  Главы муниципального образования город Краснодар, Председателя Городской Думы Краснодара, начальника управления культуры администрации муниципального образования город Краснодар и благодарственными письмами за плодотворную работу в 2016 году награждены коллективы и сотрудники муниципальных библиотек.


Поздравить коллективы библиотек с заслуженной победой пришли начальник управления культуры администрации муниципального образования город Краснодар  Т. Н. Рубан, председатель Краснодарской краевой территориальной организации профсоюза работников культуры В. А. Семихатский, декан информационно-библиотечного факультета КГИК Н. И. Васькова. Татьяна Николаевна вручила победителям дипломы, цветы и ценные подарки – фотоаппараты.






четверг, 15 декабря 2016 г.

Обзор библиотечной блогосферы: креативные блоги


Креативным формам библиотечного обслуживания,  библиотечной рекламы и оформления блога посвящено множество страниц. 



Так, районная библиотека № 3 СПБ ГУ ЦБС Петроградского района (http://www.liveinternet.ru/users/4212333/profile) в оформлении выставки «Военное детство в письмах советско-финской и великой отечественной войны» использовала нетрадиционные для библиотечной выставки рекламные носители – подвесные фоторамки, о чем и сообщила читателям блога.



  
Муниципальная библиотечная система г. Северодвинска ведет необычный блог «99 страница» (http://99stranitsa.blogspot.ru/p/blog-page_12.html). Он основан на приеме «Тест 99 страницы» английского писателя  Форда Мэдокса, согласно которому следует прочитать 99-ю страницу любого произведения и сделать вывод, стоит ли знакомиться с книгой дальше. На страницах блога размещены  99-е страницы книг из фондов библиотек Северодвинска.

Оформление блога отдела иностранной литературы  БГУНБ «Библиотека без границ» (http://ibgunb.blogspot.ru) выполнено в виде предметов, расставленных на рабочем столе: кружка кофе, карандаши, листы бумаги как материал для записей блога.

Роль логотипа блога «Семицветик» (http://7zvetik.jimdo.com/) детской библиотеки №7 Тракторозаводского района г. Волгограда выполняет эмблема в форме цветика-семицветика. Внутри него - кораблик в виде раскрытой книги с датой открытия библиотеки на борту (1951), флаг и мачта корабля образуют цифру семь. Семь цветов семицветика соответствуют основным разделам библиотечной классификации (ББК), что облегчает ориентирование юных читателей в каталогах и на книжных полках.



На странице блога «Библиокухня» (http://bibliokuhny.blogspot.ru) МУК «Информационно – библиотечное объединение» г. Заречного Пензенской области интересен проект «Пусть всегда будет город! Пусть всегда буду Я!». Участниками создан анимационный пластилиновый фильм для детей «Приключения лосенка Ушастика в зеленом городе» об истории г. Заречного. Также создатели блога публикуют видеозаписи семинаров для библиотекарей.

Имеет собственный неповторимый стиль блог «Птицы в библиотеке» (http://ptakibibli.blogspot.ru/).



Необычную структуру, отражающую уникальность библиотеки, показывает блог «БиблиоРейс» Челябинского железнодорожного узла (http://biblio-jd.blogspot.ru). Названия страниц – это вагоны: штабной вагон (отражает историю библиотеки), вагон книжных открытий (новинки), вагон друзей (информация о поэтах, писателях, читателях библиотеки), вагон впечатлений (содержит творческие работы читателей), вагон мудрых мыслей (здесь публикуются цитаты о книгах), детский вагончик, багажный вагон (сценарии к мероприятиям).

Слоган блога «Владимирская вишня» (http://biblio-stilius.blogspot.ru/) библиотекаря Владимирской ОУНБ им. А. М. Горького отражает его название: «Любите придумывать, обучаться и воплощать свои идеи в библиотеке? Я тоже! Значит, мы – одного поля ягоды».

Блог «День за днем, книга за книгой» (http://kraevushka.livejournal.com/2007/) выполнен в форме календаря. Нажимая на дату, появляется информация о мероприятиях,  событиях книжного мира, новинки, краеведческая информация.

Страница блога «История кошки Маякошки» (http://myakoshka.tumblr.com/) МБУК «Библиотечно-информационная система г. Кургана» построена как рассказ кошки Маякошки, которая наблюдает и рассказывает обо всем, что видела в библиотеке.

Блог «ЧУМотека» (http://www.chumoteka.ru/) НАО г. Нарьян-Мал краеведческого характера. Автор называет себя ЧУМ-работницей (от слова ЧУМ – традиционное жилище ненцев). В блоге есть рубрики «ЧУМотека», «ЧУМофонды», «ЧУМовое кино».

понедельник, 12 декабря 2016 г.

Полезные интернет-ресурсы для библиотекарей

http://www.rba.ru Российская библиотечная ассоциация  - организация, объединяющая и координирующая действия библиотек, библиотечных ассоциаций и школ

http://www.library.ru информационно-справочный портал, содержит материалы для библиотекарей и читателей

http://vmo.rgub.ru  сайт виртуального методического объединения библиотек, работающих с молодежью

http://chtenie-21.ru портал, разработанный Фондом «Пушкинская библиотека» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в поддержку чтения

http://bibliogid.ru Библиогид «Книги и дети»  - познавательный сайт, посвященный детскому чтению

http://www.mcbs.ru Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества

http://www.aselibrary.ru/index.html Российская ассоциация электронных библиотек

http://www.pro-books.ru Портал о книжном бизнесе PRO-BOOKS.RU: Профессионально о книгах 

http://www.pbl.ru Некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека»

http://www.bookind.ru Журнал «Книжная индустрия»

http://www.bibliograf.ru Журнал «Библиотечное дело»

http://sb.litera-ml.ru Журнал «Современная библиотека»

http://www.publiclibrary.ru/librarians/issue/sbornik13-2.htm Курс начинающего библиотекаря: учебно-практическое пособие 

пятница, 9 декабря 2016 г.

Библиотечная блогосфера Краснодарского края: постоянно пополняющийся перечень


В Краснодарском крае блоги ведут библиотеки разного уровня, в том числе школьные. Есть тематические блоги, посвященные отдельным направлениям - краеведческие, экологические.



Уважаемые коллеги! Если Вашего блога нет в списке, можете подать заявку на включение, указав название, автора, либо организацию, которая ведет блог/страницу в социальной сети и ссылку.


  1. Блог «На библиоVolNe» ведет библиотекарь Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина (http://bibliovolna.blogspot.ru).
  2. Краснодарская краевая детская библиотека им. Братьев  Игнатовых ведет  блог на платформе «Livejournal» (http://4itay-ignatovka.livejournal.com).
  3. Краснодарская КЮБ им. И. Ф. Вараввы  имеет страницы в социальных сетях (https://ok.ru/group52167980286102, https://vk.com/public81135513). Группа на сайте «Вконтакте» посвящена клубу любителей зарубежной литературы ККЮБ.
  4.  Специальная библиотека для слепых им. А. П. Чехова ведет страницы в социальных сетях (https://vk.com/club87908380, https://www.facebook.com/kkbskuban/).
  5. «Школьный библиотекарь Краснодар» - блог заведующей библиотекой школы №75, г. Краснодар (http://biblio75.blogspot.ru/ ) на своих страницах объединяет учебную деятельность обучающихся и любовь к книгам, публикуя помимо авторских материалов по библиотечному делу, мероприятиях в библиотеке, вики-страницы учащихся школы.
  6. Блог «Библиомир 83» (https://bibliomir83.blogspot.ru) ведет заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 83.
  7. Организационно-методическим отделом ЦГБ им. Н. К. Крупской г. Армавира  создан неформальный блог «Армавирочка» (http://armavirochka.blogspot.ru/) краеведческой направленности. Записи в нем публикуются от лица «Армавирочки», собирательного образа авторов блога.
  8. Межпоселенческая центральная библиотека Каневского района ведет блог «Литературная копилка Каневчан» (http://litkopilkakanevchan.blogspot.ru/p/blog-page_25.html).
  9. Библиотека СОШ № 71 г. Краснодара известна блогом «Библиотека без границ» (http://bibliotekabezgranic.blogspot.ru/p/blog-page_3299.html). 
  10. Блог «Детские библиотеки Новороссийска» принадлежит ЦДБ им. Н. Крупской (http://bibkniga31.livejournal.com/). 
  11. Блог «Добрый Дом» ведет библиотека семейного чтения, станицы Каневской, Краснодарского края (http://dobryidom.blogspot.ru/).
  12.  Каневская межпоселенченская центральная библиотека (http://bibkan.ru/) ведет одноименный блог. 
  13. Коллективный блог «Видеть, слышать, чувствовать природу» (https://ekovestnik.wordpress.com/) позиционируется авторами, Межпоселенческой центральной библиотекой Каневского района Краснодарского края, как экологический вестник. 
  14. Библиотека станицы привольной ведет блог «Привольная» (http://dobryidom.blogspot.ru) где публикует информацию о прошедших мероприятиях в городе и крае.

среда, 7 декабря 2016 г.

Электронная доставка документов: анализ статей из журналов

Работа с удаленными пользователями сегодня чрезвычайно актуально для библиотек, являющихся важной частью информационного общества. Нами были проанализированы статьи по электронной доставке документов, правовых и технических  вопросах. В данной статье дана небольшая аналитическая справка, "выжимка" из них. 





Л. З.  Амлинский  (1) перечисляет формы удаленного обслуживания пользователей: по электронной почте и веб-форме (скайп, форум, консультация в специальном диалоговом окне на сайте). Рассмотрена процедура регистрации удаленных пользователей, ведение баз данных и профиля интересов. Поддержание неформального диалога с читателями и рассылки удаленным пользователям. Услуга электронной доставки документов указана как платная.

Ахремчик Р. В. (2)  отмечает, что пересылка копий статей производится по факту оплаты по счетам – фактурам. При этом почтовые расходы несет библиотека-заказчица. Возможен также обмен между библиотеками: взамен на книгу (статью) пересылать интересующую другую сторону книгу (статью). Обслуживая пользователей электронными публикациями, библиотека создает архив электронных документов, базу данных часто запрашиваемых документов с возможностью поиска информации по ним. Для того чтобы услуга была востребованной, автор предлагает презентовать услугу в вузах, научно-исследовательских центрах. Услуга электронной доставки документов оказывается платно, оплата по факту выполненной работы на расчетный счет библиотеки. После оплаты читатель извещает службу электронной доставки документов и ему высылается копия.

И. Ю. Багрова  (3)  перечисляет стандарты использования виртуального справочно-информационного обслуживания удаленных пользователей, которые еще предстоит разработать:  стандарты использования (обобщающие лучшую практику и цели обслуживания), технические стандарты (использование программного обеспечения, технических средств), стандарты качества (желаемый уровень исполнения, исходящий от пользователей в ходе обслуживания). Автор предлагает сканирование одной страницы документа для удаленных пользователей делать бесплатно, больше – платно. Перечислены правила оказания услуги, какие документы и данные библиотека может предоставлять. В качестве типовой технологии оказания услуги электронной доставки документов, И. Ю. Багрова предлагает опыт библиотек Шотландии: 
1. Заполнение онлайн-формы: цель обращения (как будет использована полученная информация), какие источники пользователем просмотрены до обращения;
2. Библиотека отвечает самостоятельно или направляет другому участнику – библиотеке виртуального справочно-информационного обслуживания «Спроси библиотекаря» запрос  по электронной почте, либо по почте.
Обобщая опыт библиотек Сингапура по работе с удаленными пользователями, автор рассказывает о телефонном информировании. Его результаты отражаются в базе данных запросов: фиксируется запрос (тип, способ поступления, подробности о пользователе) и ответ (удалось ли удовлетворить запрос, если нет, по каким причинам).


В статье «Автоматизированная система межбиблиотечного абонемента и доставка документов под ИРБИС. Новые результаты» С. Р. Баженов (4) приводит форму  заказа документов. В ней представлены следующие графы: номер заказа, заказные издания, дата заказа, шифр издания, операция по заказу, дата. При этом в графе «операция по заказу» отражается информирование пользователя о состоянии заказа: в обработке, выдан оригинал до …, выдана ксерокопия, выдана электронная копия, возврат, отказ. Также отдельно указывается, кем зарегистрирована операция,  цена и информация о предоплате.

Д. Н. Грибков (5) в качестве веб-формы виртуального обслуживания предлагает следующую:
1. Персональная информация
2. Цель запроса
3. Обращение (формулировка запроса).


 Г. М. Захарова  (6)  анализирует законодательство об авторском праве (ГК РФ часть четвертая) в связи с обслуживанием удаленных пользователей.  Автор рассматривает правомерность оцифровывания и предоставления электронных копий читателям, подчеркивая, что такая услуга возможна исключительно в личных целях. Правомерное комплектование электронного хранилища возможно из трех источников:
1. Издания, на которые истек срок охраны авторского права.
2. Издания, на которые заключены договоры с правообладателями. 
3. Журналы и репозитарии открытого доступа.
В статье обосновывается правомерность электронной доставки документов для научных и образовательных целей, для проведения экзаменов, аудиторных занятий, самостоятельной подготовки к занятиям. Также гражданский кодекс разрешает репродуцирование, создание в цифровой форме временных копий произведений, предназначенных для осуществления репродуцирования.

В статье Г. А. Евстигнеевой (7) названы издания, свободные от обязательств законодательства об авторском праве: электронные библиотеки материалов международных конференций, библиографические справочники. В качестве примера представления электронного журнала, автор приводит ежемесячное издание «Научные и технические библиотеки».

И. Ю. Красильникова (8) анализирует документы, которые прямо и косвенно касаются удаленных пользователей и электронной доставки документов: «Положение о национальной системе межбиблиотечного абонемента и доставки документов в Российской Федерации», «Порядок функционирования национальной системы межбиблиотечного абонемента и доставки документов Российской Федерации». Даны формы основных показателей обслуживания по МБА и ЭДД : индикаторы качества МБА и ДД (количество обслуженных абонентов (всего), количество обслуженных читателей (всего), количество заказов абонентов, количество заказов читателей, количество выдач абонентам (всего), количество полученных документов из других библиотек (всего),  выдача электронных копий, количество отказов и неудовлетворенных заказов, выдача справок и консультаций (всего), в том числе выдача справок и консультаций в автоматизированном режиме (по электронной почте). Определяется срок выполнения заказа – з дня, для сложных случаев – 15 дней.

Б. И. Маршак (9) в качестве примера функционирования полнотекстовых баз данных приводит модель Автоматизированной системы Российского сводного каталога.

Технические вопросы электронной доставки документов освещены  в статье Е. Л. Найдиной (10). Автором анализируется организация обслуживания пользователей в режиме отложенного и реального времени.

Анализу статистических показателей по ЭДД посвящена статья А. Г. Паклина (11), в качестве которых приводятся:
1. Количество удаленных пользователей (уникальных e-mail адресов, кодов пользователя).
2. Количество посещений (получено писем по электронной почте).
3. Количество запросов (всего, в т.ч.автоматизированная форма по телефону/другим путем).
4. Количество изданий, полученных для копирования.
5. Количество выполненных запросов/изготовленных копий (всего страниц, ксерокопий, электронных копий).
6. Количество отказов: всего (% отказов, причины отказов: нет на месте, нет в библиотеке, в переплете, занято, не подлежат копированию, другие причины, не оплачено).

В статье «Правовые аспекты межбиблиотечного сотрудничества и защиты интеллектуальной собственности: «круглый стол» (12) рассмотрены вопросы авторского права. Для правомерного копирования изданий предлагается заключение с авторами договоров, в том числе коллективных, через организации, представляющих авторские права. Например, таким является Российское авторское общество по коллективному управлению правами авторов, издателей и иных правообладателей при репродуцировании, копировании и ином воспроизведении произведений «КОПИРУС». Участники круглого стола также предлагают повышать правовую культуру читателей в части авторского права. Отмечено, что в России пока нет четко определенного объема книги, возможного для копирования. Оцифровке подлежит только то, что относится к общественному достоянию, официальные документы, издания, на которые истек срок действия авторского права.


Уважаемые коллеги! А как в Вашей библиотеке организованы работа с удаленными пользователями и электронная доставка документов? Как решается вопрос с авторским правом? Какие технические средства для этого используются? 



Список использованной литературы:

1. Амлинский, Л.З. Дистанционное библиотечно-информационное обслуживание: каким ему быть? / Л. З. Амлинский // Научн. и техн. б-ки.- 2012.- № 11.- С. 18-24.

2. Ахремчик, Р.В. Обслуживание удаленных пользователей / Р. В. Ахремчик, С. М. Титович // Научн. и техн. б-ки.- 2008.- № 7.- С. 30-33.

3. Багрова, И. Ю. Виртуальное справочно-информационное обслуживание: (по материалам англоязычной печати 2000-2004 гг.) / И. Ю. Багрова // Библиотековедение.- 2005.- N 6.- С. 42-49.

4. Баженов, С.Р. Автоматизированная система межбиблиотечного абонемента и доставка документов под ИРБИС. Новые результаты / С. Р. Баженов, Р. М. Паршиков // Научн. и техн. б-ки.- 2012.- № 11.- С. 77-81.

5. Грибков, Д.Н. Виртуальное обслуживание как средство совершенствования библиотечного обслуживания / Д. Н. Грибков // Научн. и техн. б-ки.- 2011.- N 12.- С. 41-44.

6. Захарова, Г.М. Законодательство об авторском праве и библиотеки / Г. М. Захарова // Научн. и техн. б-ки.- 2008.- N 7.- С. 10-14.

7. Евстигнеева, Г.А. Библиотеки в электронной среде - куда стремимся и обо что спотыкаемся / Г. А. Евстигнеева // Научн. и техн. б-ки.- 2010.- № 7.- С. 5-9.

8. Красильникова, И.Ю. Критерии качества и измерения услуг межбиблиотечного абонемента и доставки документов / И. Ю. Красильникова // Научн. и техн. б-ки.- 2010.- № 5.- С. 31-40.

9.Маршак, Б.И. Автоматизированная система Российского Сводного каталога как корпоративный ресурс научно-технической информации / Б. И. Маршак, М. А. Рагимова // Научн. и техн. б-ки.- 2008.- № 1.- С. 47-53.

10.Найдина, Е.Л. Библиографическое обслуживание в виртуальной среде: современное состояние и перспективы / Е. Л. Найдина // Научн. и техн. б-ки.- 2011.- № 3.- С. 15-22.

11.Паклин, А.Г. Анализ статистических показателей в оценке качества работы ЭДД и МБА / А. Г. Паклин // Библиотеки учебных заведений.- 2012.- № 45.- С. 10-29.

12.Правовые аспекты межбиблиотечного сотрудничества и защиты интеллектуальной собственности: "круглый стол" // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии.- 2008.- № 2.- С. 56-68.