вторник, 21 февраля 2017 г.






Муниципальное учреждение культуры 
муниципального образования город Краснодар
«Централизованная библиотечная система города Краснодара»
Центральная городская библиотека им. Н. А. Некрасова
Инновационно-методический отдел










Технология проведения библиотечной акции

Методическая разработка
















Краснодар
2016
ББК КР78.38
Т38







Т38   Технология проведения библиотечной акции : методиче-ская разработка / ин¬но¬вац.-метод. отдел ЦГБ им. Н. А. Не-кра¬сова ; [сост. Н. В. Шокотко]. – Краснодар : МУК ЦБС города Краснодара, 2016. – 16 с. – (Серия «Библиотечные технологии»).









ББК КР78.38



©  МУК ЦБС города Краснодара, 2016


Содержание
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ 4
ВИДЫ АКЦИЙ 5
Акции по привлечению читателей 6
Экологические акции 7
Акции, направленные на формирование здорового образа жизни 7
Рекламные акции (о библиотеке и ее возможностях) 8
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ АКЦИИ 9
Шаг № 1. Определение информационного повода 9
Шаг № 2. Определение целевой аудитории 9
Шаг № 3. Подготовка акции 10
Шаг № 4. Решение организационных вопросов 12
Шаг № 5. Проведение акции 13
Шаг № 6. Анализ проведенной акции 13
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ АКЦИИ В БИБЛИОТЕКЕ 14
Список литературы 15




ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
В современном мире все чаще библиотеки вынуждены искать новые формы привлечения различных групп населения, выходить за пределы своих площадок непосредственно к потенциальным пользователям. В последнее время среди форм, пропагандирующих просветительскую, информационную, досу¬го¬вую деятельность библиотек широкое распространение получила акция, смысл проведения которой заключается в том, чтобы донести до аудитории определенное видение проблемы через сюжет, действие с использованием различных форм, механизмов, последовательности действий.
Библиотечные акции призваны привлечь внимание читате-лей, жителей города к деятельности культурных учреждений. Они позволяют продвигать интеллектуальные продукты и услуги библиотек, совершенствуя их в соответствии с потре-бительским спросом. Однако организовать и провести такую акцию совсем не просто, поэтому мы хотим поделиться опы-том подготовки подобных мероприятий в библиотеке и пока-зать, как они важны для читателей.
В издании вы найдете информацию не только о том, какие бывают акции, но и получите универсальный алгоритм их соз¬дания. Методическая разработка будет полезна руководителям и специалистам библиотек.




ВИДЫ АКЦИЙ
Прежде всего, обратимся к определению понятия «акция». В большинстве источников в широком смысле это слово (лат. actio) обозначает действие, направленное на достижение какой-либо цели. Другое определение акции – ограниченное во време-ни, как правило, публичное действие, направленное на достиже-ние общественно значимой цели или демонстрацию собственной позиции для активного воздействия на общественное сознание.
Библиотечные акции можно условно классифицировать в за-висимости от целей их проведения (например, благотворитель-ные, протестные, в поддержку чтения и дру¬гие). Приведем при-меры акций в соответствии с видами клас¬сификации.
1. Протестные: «НЕТ – наркотикам», «Зона риска», «Брось сигарету!», «Погасшие звезды», «Территория тревоги», «Дымная петля», «НЕТ – закрытию библиотек на селе!».
2. Благотворительные (в помощь библиотекам, другим нуж-дающимся): «Поможем друг другу», «Библиотека – читателю, читатель – библиотеке», «С миру по книжке», «Подари книгу библиотеке» и др.
3. Рекламные  (о библиотеке и направлениях ее деятельности): «При¬мите книгу в дар», «Рекламный листопад», «Библиотека и книга».
4. Тематические (в помощь продвижению чтения можно вы-делить виды акций):
Общего характера. «Мир чтения», «Чтение как фактор социального успеха», «Передай книгу другу», «Стань читателем», «Читать – это модно», «Читать – это здорово!», «Виват, студент! Виват, библиотека!», «Самый читающий класс», «Читающий город», «Письмо ровеснику: Я хочу рассказать о книге…» и др.
По направлениям работы. «В согласии с природой – в со-гласии с собой», «Прочитай книгу о войне», «Прочитаем книгу по истории России», «Район, в котором мы живем», «Письмо ве-терану», «Чтобы помнили», «Время читать классику» и др.
Для отдельных категорий пользователей. В последнее время в библиотеках большое распространение получили акции для маленьких читателей и их родителей: «Читалёнок», «Чтение с рождения», «Расти с книгой, малыш», «Читай, я буду слушать!» и др.
Акции к юбилейным литературным датам. «День с Гайда-ром», «По проспекту с Гоголем», «13 юбилеев».
Акции по одной книге, по творчеству одного писателя. «Моя любимая книга», «Приключения на Садовой» (к 55-летию написания книги Драгунского «Денискины рассказы»), «Одна страна – одна книга» (прочтение и обсуждение одной книги всей страной в одно и то же время.)
Остановимся более подробно на некоторых наиболее попу-лярных из них.

Акции по привлечению читателей

С целью привлечения новых читателей в библиотеку можно провести акцию «Приведи друга!». Информацию о ней необхо-димо заранее разместить на местном радио и в печатных СМИ. Должна быть определена система льгот и условий их предостав-ления, например: для участия в акции нужно быть постоянным читателем библиотеки и привести с собой человека, еще не запи-санного в ней. За каждого привлеченного друга участник акции получает небольшое вознаграждение – например, бесплатное пользование  компьютером в течение часа и др. Акция может проводиться в течение месяца. Сотрудники в рамках акции проводят экскурсии по библиотеке, литературные консультации и обозрения самых интересных публикаций последних номеров журналов.
Привлечь внимание читателей к библиотеке, увлечь чтением поможет акция «Лучшая книга современности». В течение месяца посетители должны отдать свои голоса за «самую-самую» книгу. В библиотеке необходимо установить тумбы для голосования, через месяц провести подсчет голосов, а на другой день – розыгрыш призов, предложив участникам из трех вариантов угадать лучшую книгу современности, выбранную читателями.
Экологические акции

Важность экологических проблем с каждым днем становится все более очевидной. Библиотека может стать организатором проведения молодежных акций, способствующих решению во-просов воспитания экологической культуры и формирования здорового образа жизни. Можно придумать огромное количе-ство разных событий для выбранной акции – часто они не тре-буют особых финансовых затрат, а только креативности, догово-ренности с дружественными площадками и участниками. Люди бывают очень далеки от различных экологических тем и про-блем, поэтому именно новые творческие решения могут изме-нить такую ситуацию, а библиотека в этом поможет. Экологиче-ские акции – это способ через впечатления, эмоции и позитивный интерес вовлечь человека, рассказать ему о достаточно се-рьезных проблемах и побудить к активному участию в решении важнейших для всего человечества вопросов.

Акции, направленные на формирование 
здорового образа жизни

Нельзя не упомянуть и об акциях, агитирующих молодежь ве-сти здоровый образ жизни. Названия подобных акций могут быть различными: «Мы – выбираем спорт», «Молодежь за здоровый образ жизни» – главное, что они имеют одну цель: оградить молодежь от страшной привычки и приобщить к здоровому образу жизни.
С целью профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни среди молодежи  проводятся библиотечные акции на темы о вреде употребления наркотиков. Опыт организации подобных мероприятий у библиотек наработан хороший, при под¬готовке акций он будет очень полезен, важно соединить его с хорошей идеей, чтобы акция получилась привлекательной и полезной. 
Рекламные акции (о библиотеке и ее возможностях)

Деятельность современной библиотеки невозможно предста-вить без использования рекламы, которая позволяет привлечь внимание общества к чтению, посещению читальных залов, книжных выставок, мероприятий. Ее цель – повысить популяр-ность библиотеки и спрос на ее ресурсы и услуги. 
Традиционные виды рекламы постепенно отходят на второй план, уступая место современным, более действенным и гибким формам. К рекламе подобного рода относятся популярные сегодня промоушен-акции, которые успешно проводятся в библиотеках. Они являются эффективным средством продвижения деятельности в условиях кризиса книжной культуры, главным образом, это выезды в места скопления людей, цель которых инициировать моду на чтение во всех литературных кругах общества.

Акции необходимо отличать от других форм массовых меро-приятий, в первую очередь к ее особенностям можно отнести движение, действие, умение создать событие и достичь опреде-ленной цели. Чтобы придать важность акции, получить от нее не только общественный резонанс, но, прежде всего, эффектив-ный результат, необходимо продумать цели, содержание и орга-низацию проводимых в рамках акции мероприятий. Для прове-дения акции необходимо:
согласовать сценарий (программу) с задачей каждого участника и кульминационным событием в ходе акции;
найти яркий формат (удачное название, лозунг, необычную атрибутику, захватывающее действо и пр.);
привлечь партнеров;
продумать и организовать рекламу мероприятий, информа-ционную поддержку СМИ;
применить принцип состязательности (конкурсы, турниры);
использовать современные средства общения (Интернет, мобильная связь и т. п.);
поощрить участников акции и проанализировать итоги.
Представим более подробно технологию создания и про¬ве-дения акции.
ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ АКЦИИ
Цель организации библиотечной акции – не только привлечь внимание к учреждению, закрепить взаимоотношения с посто-янными читателями и партнерами, но и сделать библиотеку «ви-димой» для всего сообщества. Успех проведения подобного ме-роприятия зависит в большей степени от его грамотной проду-манной подготовки. Умение организовать акцию заключается в умении сочетать форму и содержание, создавать событие, ис-пользуя имеющиеся ресурсы и опыт, четко представлять резуль-тат, который будет получен.
Для успешного проведения акции необходимо соблюдать определенную последовательность действий при ее подготовке. Остановимся подробнее на алгоритме ее создания.
Шаг № 1. Определение информационного повода
Повод для акции может быть любой:
значимая (юбилейная) календарная дата: политическая, ис-торическая, литературная  и др.; ведущая тема года;
значимое событие в стране, мире (новый законопроект, вы-боры, военный конфликт и др.);
проблема, затрагивающая интересы общества во всем мире (экология, наркомания и др.);
проблема, волнующая отдельные категории населения: ро-дителей, педагогов, библиотекарей (чтение детей, молодежи; правовое просвещение населения, семейное чтение и др.);
проблема учреждения, в частности библиотеки: нехватка средств, книг; закрытие библиотеки и др.;
реализация программы, проекта в местном сообществе, в библиотеке.
Шаг № 2. Определение целевой аудитории
Очень важно определить, для кого будет проведена та или иная акция. Чем конкретнее читательские группы (участники ак-ции), тем нагляднее и эффективнее будет результат. Группы чи-тателей могут быть совершенно разные:
взрослые;
молодежь (студенчество, работающая молодежь, старше-классники);
дети (дошкольники, школьники различного возраста, дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями); 
молодые родители;
массовый читатель. Это самая многочисленная группа, но на такую аудиторию рассчитаны чаще всего акции-одно¬днев-ки, акции общего характера.
Шаг № 3. Подготовка акции 
Акция – это большое и яркое комплексное мероприятие собы-тийного характера, требующее серьезной подготовки. На этом этапе необходимо:
определить цели и задачи акции;
выбрать тему, название, девиз;
определить время (дату, место) проведения;
составить списки организаторов, участников, приглашен-ных гостей;
организовать рассылку пресс-релизов, привлечь СМИ;
подготовить атрибуты акции и рекламную продукцию;
составить смету.
Кроме того, на этапе подготовки особое внимание следует уделить развитию партнерских взаимоотношений.
По возможности в первую очередь нужно заручиться поддержкой властей, например, управления образования, комитета по делам молодежи, комитета по туризму и спорту, они могут стать важными стратегическими партнерами, способными оказать как административную и организационную, так и финансовую или материальную поддержку. Следу¬ет подчеркнуть, что проведение любого мероприятия является хорошим поводом расширить и обновить спонсорскую базу организации.
Библиотеке, как и любому другому учреждению, может по-надобиться организационный партнер – организация, предо-ставляющая площадку для проведения мероприятия (кинотеатр, клуб, парк, городской культурный центр и т. п.).
Для привлечения внимания к планируемому ме¬роприятию  лучше всего заручиться поддержкой информационного партнера. Предварительно для этого нужно проанализировать, какие СМИ пользуются особой популярностью среди читателей, на какую аудиторию они рассчитаны. Проработанный план выпуска публикаций, заметок, новостей о мероприятии должен быть согласован с информационным партнером. 
Библиотечная акция также нуждается в рекламной поддерж-ке. Помимо материалов, которые будут распространяться через информационных партнеров, можно напечатать и разместить в населенном пункте наружную рекламу: афиши разного формата на улицах и на остановках для учебных заведений, клубов, студенческих профсоюзов, рекламу в транспорте; пригласительные листовки для раздачи в вузах; информационные сообщения и ролики по радио и др.
При организации массового трудоемкого мероприятия в боль¬-шин¬стве случаев не обой¬тись без активной команды поддержки – волонтеров. Они смогут оказать помощь на любом этапе подго-товки: от поиска идеи (обычно молодые люди много знают о модных тенденциях и формах мероприятий, необычных местах их проведения и т. п.) до ее воплощения. Волонтеры выполняют очень важную работу: они разговаривают со своими сверстниками на обозначенные в рамках мероприятия темы, раздают полезные информационные материалы, вдохновляют своим примером других людей. Волонтеры – это основной идейный потенциал мероприятия. Они могут стать неплохим информационным каналом, так называемым «сарафанным радио», когда нужно пригласить людей на акцию или мероприятие. Чем больше волонтеров задействовано, тем шире будет информационная волна.
Партнеров и участников акции следует упомянуть в печатной, рекламной продукции или во время самого мероприятия. Также рекомендуется заранее подготовить документ о партнерстве, в котором будет подробно описано, что и в каком объеме предлагается со стороны учреждения взамен оказываемой поддержки.
Шаг № 4. Решение организационных вопросов
После того, как уже определен информационный повод, вы-брана целевая аудитория, осуществлена необходимая подготовка к проведению акции и установлена договоренность с партнерами, следует приступить к решению основных организационных вопросов, к которым относятся следующие:
определение составных частей акции – формы работы, пло-щад¬ки, ответственные, ресурсы;
распределение обязанностей и назначение ответственных за проведение акции;
составление общего сценария акции и отдельных ее частей;
предварительная работа с волонтерами, отдельными участ-никами акции.
Один из главных организационных моментов – написание сценария, в основе которого должно быть ключевое событие: театрализованное действие, красочное шествие, концерт, игра-шоу и т. п. 
К наиболее известным формам мероприятий для про¬ведения акций относятся:
праздники, презентации, экскурсии, шествия;
встречи с писателями, известными людьми;
дискуссии, конкурсы, фотоконкурсы, викторины;
опросы, анкетирования, тестирования;
игры, кукольные и др. театрализованные спектакли;
книжные выставки-просмотры, громкие чтения.
Шаг № 5. Проведение акции
Для организованного проведения той или иной акции необхо-димо назначить координатора (модератора, ведущего, организа-тора) – того, кто сможет ответить на все текущие вопросы и ста-нет ключевой фигурой мероприятия. Координатор должен уметь опе¬ра¬тивно решать все возникшие вопросы в случае возникно-вения непредвиденных обстоятельств. От качества решения ор-ганизационных вопросов, четкого следования плану проведения, рекламной кампании, степени включенности участников зависит результат проводимой акции.
Особое внимание координатор должен уделить форме прове-дения мероприятия. В последнее время в библиотечной практике стали популярны флешмобы (англ. «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная толпа») – заранее спланированные массо-вые акции, в которых группа людей появляется в общест¬венном месте и в течение нескольких минут выполняет заранее огово-ренные действия (по сценарию), затем так же внезапно исчезает. Такая форма мероприятия позволяет привлечь потенциальных посетителей в библиотеку, а его эффективность на деле оказыва-ется очень высокой.
Шаг № 6. Анализ проведенной акции
По завершении акции обычно готовится итоговый отчет, вклю-чающий в себя характеристику следующих важных пунктов:
ход мероприятия в целом;
наиболее удачные моменты и недостатки, а также трудно-сти, с которыми пришлось столкнуться при организации;
общую эффективность;
отклики в СМИ;
отзывы участников.
Такой анализ поможет сделать правильные выводы, выделить информацию, необходимую при составлении сценариев и планировании последующих мероприятий, но самое главное – выяснить, удалось ли донести ключевую мысль, идею акции до целевой аудитории.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ 
АКЦИИ В БИБЛИОТЕКЕ
Любое хорошее дело становится таковым, если работает на результат, потому что именно он в полной мере позволяет оценить, чего удалось достичь. Что же в итоге получают библио-теки после проведения молодежных акций? Существующий опыт позволяет выделить:
рост читательской активности (рас¬ширение читательской аудитории, формирование группы лидеров чтения, сотрудничающих с библиотекой, реклама чтения и книг);
постоянный анализ читательских предпочтений;
внедрение инновационных технологий, отвечающих по-требностям и интересам читателей;
максимальную реализацию информационно-развивающей функции библиотеки;
расширение и укрепление партнерских отношений с раз-личными организациями и учреждениями, заинтересован-ными в формировании социальных установок человека.
Неоспорима действенность и успешность библиотечных ак-ций, получивших распространение в последние годы. Как по-казало время, сейчас проведение акций для разных групп чита-телей происходит практически в каждой библиотеке, тематика их разнообразна. 
Библиотечные акции в будущем позволят не только привле-кать внимание читателей, жителей города к деятельности биб-лиотек, но и станут одной из самых востребованных и прогрес-сивных форм работы с читателями.




Список литературы

1. Виды и формы мероприятий в библиотеке [Электронный ресурс] / сост. И. М. Работа. – Режим доступа: http://krilovbibl.ucoz.ru/publ/meto¬di-ko_bibliograficheskie_materialy/vidy_i_formy_meroprijatij_v_biblioteke/2-1-0-74 (да¬та обращения: 10.10.2016).
2. Выропаева, Н. Нужны ли социальные акции, или Рязань охватила «КнигоМания»? / Н. Выропаева // Книжная индустрия. – 2012. – № 7.  – С. 19–20.
3. Домаренко, Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки : науч.-практ. пособие / Е. В. Домаренко.  – Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. – 80 с. 
4. Искусство привлекать : метод. рекомендации в помощь организации и проведению библиотеч. акций // ГУК «Библиотечная сеть Кричевского района»; отдел библиотечного маркетинга; [сост. Е. Н. Москалева, ред. В. В. Стебихова, отв. за выпуск В. Н. Бачкова]. – Кричев, 2016. – 40 с.
5. Ковальская, Н. Искусство создавать событие: уличная акция в планах и в жизни / Н. Ковальская // Библиотека. – 2014. – № 3. – С. 39–44.
6. Кулешова, С. Ю. Методические рекомендации по проведению акции «Библионочь-2014» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // academia.altlib.ru/.
7. Методика организации работы общедоступных библиотек в сфере культурно-досуговой деятельности : метод. рекомендации / Курск. обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева, науч.-метод. отдел ; [сост. Е. О. Хмелевская]. – Курск, 2015. – 79 с.
8. Мисина, Н. Массовое мероприятие / Н. Мисина // Новая библиотека. – 2012. – № 12. – С. 35–43.
9. Олзоева, Г. К. Массовая работа библиотек : учеб.-метод. пособие / Г. К. Олзоева. – Москва : Либерея-Бибинформ. – 2006. – 120 с.
10. Путешествие по Книжному океану : метод. рекомендации для му-ницип. дет. библиотек по проведению квест-игры / БУКОО «Библиотека им. М. М. Пришвина» ; [сост. А. Г. Ноготкова]. – Орел, 2013. – 36 с.
11. Современные формы популяризации художественной литературы в биб¬лиотеках: конкурсы, игры, квесты, мультимедиа, акции, летние читальные залы» (2015 – Год литературы) : дайджест прессы / МБУК НЦБС, ОМО; сост. А. В. Корецкая. – Новочеркасск, 2015.

12. Якубов, Э. Н. Международная акция как пример краудсорсинга / Э. Н. Якубов // Современная библиотека. – 2012. – № 8. – С. 22–25.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.