вторник, 12 сентября 2017 г.

Методические рекомендации по информационной безопасности


Сегодня, благодаря доступности мобильных устройств и интернета, информационно-коммуникационные технологии прочно вошли во  все сферы жизни современного человека. Для детей и молодежи «серфинг» во всемирной паутине стал неотъемлемой частью времяпрепровождения. В связи с этим актуальными вопросами была и остается информационная безопасность, медиаграмотность. 


Информация в интернет среде, предназначенная для детей и подростков, должна быть релевантной возрасту ребенка и безопасной. Библиотеки, являясь учреждениями культуры и предоставляя доступ к интернету в электронных читальных залах, выступают проводником в мире электронной информации. Если родители не объяснили правила пользования интернетом, работники библиотек знакомят детей и подростков с правилами информационной безопасности на массовых мероприятиях, библиотечных уроках и днях информации, устных консультациях и на занятиях в школе компьютерной грамотности. Помимо этого, в библиотеках разрабатываются памятки, плакаты по безопасному интернету и грамотному поиску информации, составляются списки рекомендуемых сайтов для детей. Надеемся, что предлагаемые материалы будут полезны работникам электронного читального зала, родителям и всем желающим сделать пребывание в виртуальной среде безопасным.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Федеральный закон от 29.12.2012 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» открыть

Федеральный закон от 28.07.2012 N 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»  открыть

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» открыть 

Федеральный закон от 27.07.2006  152-ФЗ «О персональных данных»  открыть

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» открыть

Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» открыть



ИНТЕРНЕТ-УГРОЗЫ

1. Угроза заражения вредоносным программным обеспечением.  Самые распространённые пути: через электронную почту, внешние накопители информации или путем скачивания файлов из интернета. 



2. Доступ к нежелательному содержимому: материалам, содержащим насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ.

3. Контакты со злоумышленниками.



4. Неконтролируемые покупки.

5. Формирование зависимости от компьютера, агрессивного поведения.



СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ ИНТЕРНЕТ-УГРОЗ

Административные (нормативно-правовые) меры обеспечивает государство посредством создания/изменения законопроектов.

Воспитание и обучение пользователей эффективной работе с информацией.

Обучение ребенка работе в сети Интернет родителями и педагогами.

Использование современных технологических решений в области повышения эффективности использования Интернет (использование специального программного обеспечения, контент-фильтра).

Контент-фильтр – это программное обеспечение, предназначенное для управления доступностью содержимого читателям, в частности для фильтрации доступных через Интернет или электронную почту ресурсов [14]. 

Ограничения могут устанавливаться на разных уровнях: государственная программа для блокировки во всей стране, блокировка интернет-провайдерами для пользователей, блокировка работодателями для работников, школы для учеников и студентов, библиотеки для её пользователей, родителей для детей, или просто самофильтрация человека для себя.

В муниципальных библиотеках города Краснодара используется фильтр ChildWebGuardian PRO. Эта программа проверяет содержимое каждой веб-страницы, которую просматривает ребенок и, если будет обнаружено какое-либо непристойное содержимое (порнография, насилие, ругательства, экстремистские материалы), то ChildWebGuardian PRO заблокирует доступ к этому сайту. Программа также автоматически подсчитывает время,  проведенное ребенком за компьютером и выключает компьютер при превышении допустимого лимита. Администратор (библиотекари, родители, пользователи) может установить  расписание для использования компьютера,  в том числе для каждого ребенка в отдельности, например: «можно только после 16:00», «по выходным можно с 11:00 до 20:00, но не больше 3 часов в день», «не более 15 часов в неделю», «не более 1 часа за раз, с перерывом 2 часа» и т.п. При превышении допустимого времени, компьютер автоматически отключается [1].

 Среди других программ: «родительский контроль» в настройках работы антивирусов, FinFisher, Green Dam Youth Escort, K9 Web Protection , KinderGate, Microsoft Family Safety, Microsoft Forefront Threat Management Gateway, Net Nanny, Naomi Internet Filter, Netspark LTD, Интернет Цензор и другие.


РЕСУРСЫ ДЛЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ПО НАПРАВЛЕНИЮ «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ»

Проект «Разбираем Интернет» http://www.razbiraeminternet.ru/ посвящен тому, как получить доступ к знаниям, находить нужную информацию, критически оценивать контент, создавать собственные интернет-проекты, общаться, соблюдая правила безопасности. На сайте также можно пройти тест на знание правил поведения в сети и получить сертификат за его успешное прохождение[12].

Линия помощи «Дети онлайн» http://detionline.com/helpline/about  -  бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. На Линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет[6].



Общероссийский сайт «Помощь рядом» http://pomoschryadom.ru предназначен для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Основная его цель – помочь несовершеннолетним в сложных вопросах, с которыми они могут столкнуться в своей жизни, путем предоставления безопасной информации и бесплатной психологической онлайн помощи, в том числе по вопросам, возникающим при использовании сети интернет [8].

 Онлайн-игра  «Прогулка через Дикий Интернет Лес» посвящена вопросам обеспечения безопасности в Интернете:  http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru.



Материалы к урокам безопасного интернета: http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652.

«Основы безопасности детей и молодежи в Интернете» http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm  -  интерактивный курс по Интернет-безопасности.

Проект «Что ты знаешь о персональных данных?» http://xn--80aalcbc2bocdadlpp9nfk.xn--d1acj3b/ Роскомнадзора содержит информационные и развлекательные материалы (тесты, игры видеоролики, раскраски), посвященные защите персональных данных. 


ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОМУ ИНТЕРНЕТУ

НЕЛЬЗЯ

Сообщать свою частную информацию посторонним лицам (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, фотографии себя, друзей, родителей).

Менять настройки антивируса и открывать сайты, которые заблокированы.

Сохранять и открывать подозрительные файлы, в том числе отправленные через электронную почту.

Рассылать спам, «информационную грязь», «письма счастья».

Грубить, придираться, оказывать давление, вести себя невежливо и агрессивно, заниматься «троллингом», это может нанести вред тебе или твоим близким.

Не проверив сайт, отправлять деньги, расплачиваясь за покупки.

Встречаться с Интернет-знакомыми в реальной жизни (особенно детям): за псевдонимом в интернете может скрываться злоумышленник.

ОСТОРОЖНО

Читаешь о себе неправду в Интернете — сообщи об этом своим родителям  (опекунам). Приглашают переписываться, играть, обмениваться – проверь, нет ли подвоха  или посоветуйся со старшими.

Незаконное копирование файлов в Интернете запрещено (пользуйся ссылками).

Открыл что-то угрожающее — не бойся позвать на помощь.

МОЖНО

Ответственно относиться к логину и паролю.

Использовать «ник» (выдуманное имя) в переписке и переговорах. 

Уважать другого пользователя.

Получив оскорбительное сообщение, прекратить общение.

При копировании информации из Интернета, делать ссылку на него.

Познакомился в сети и хочешь встретиться – посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

Открывай только те ссылки, в которых уверен.

Интернетом лучше всего пользоваться, когда поблизости есть кто-то из родителей или тех, кто хорошо знает, что такое Интернет, и как себя вести в сети.

Компьютер в библиотеке предназначен для образовательных программ и игр, помощи  в учебе и чтения интересных книг. 

БЕЗОПАСНАЯ РАБОТА ЗА КОМПЬЮТЕРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03): 

Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка. 

Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз [10]. 

Нормы времени нахождения детей за компьютером [5]: 
Первоклассники – 10 минут.
Ученики 2-5-х классов – 15 минут;
6–7-го – 20 минут;
8–9-го – 25 минут;
10–11-го в течение дня разрешается сидеть за компьютером не больше полутора часов.

После 15-20 минут работы за компьютером ребенок должен делать специальную зарядку для глаз. 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Child Web Guardian [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://www.childwebguardian.ru/

2. Агитова С. Защита детей от ситуаций, угрожающих их жизни, здоровью и развитию / С. Агитова // Народное образование. – 2015. – № 5. – С. 57 – 67.

3. Безопасный интернет – детям! Полезные советы для тебя и твоих друзей [Электронный ресурс]: сайт // Министерство внутренних дел Российской Федерации. – Режим доступа: https://mvd.ru/userfiles/liflets_k_deti_06.pdf.

4. Гендина, Н. И. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 5-7-х классов общеобразовательных организаций / Н. И. гендина, Е. В. Косолапова. – М.: РШБА, 2017. – 432 с. 

5. Ковалева И. Защитить глаза от компьютера / И. Ковалева // Здоровье школьника. – 2013. – № 9. – С. 50 – 51.

6. Линия помощи «Дети онлайн» [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://detionline.com/.

7. Материалы к урокам безопасного интернета [Электронный ресурс]: сайт // Лига безопасного интернета. – Режим доступа: http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=3652

8. Помощь рядом [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: https://pomoschryadom.ru/.

9. Порваткина И. Социализация личности ребёнка / И. Порваткина // Современная библиотека. – 2015. – № 4. – С. 36 – 44.

10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 июня 2003 г. N 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» [Электронный ресурс]: сайт  // Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://base.garant.ru/4179328/

11. Правила поведения учащихся в современной информационной среде [Электронный ресурс]: сайт. – Режим доступа: http://5319sc5.edusite.ru/DswMedia/ravila_povedenija_v_inv_srede.pdf

12. Разбираем Интернет [Электронный ресурс]: сайт. – Режим  доступа: http://www.razbiraeminternet.ru/.

13. Силаев, А. А. Гигиенические требования к организации работы детей и подростков с компьютером / А. А. Силаев, Л. Ю. Кузнецова, Н. Д. Бобрищева-Пушкина, О. Л. Попова // Практика педиатра. Гигиена. – 2009. – октябрь. – С. 27-30. 

14. Список контент-фильтров [Электронный ресурс]: сайт // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2.

Комментариев нет:

Отправить комментарий