среда, 29 марта 2017 г.

Инструкция по созданию буктрейлера (видеоролика) в программе Windows Movie Maker

1. Написать сценарий будущего видеоролика.


2. Скачать видеозаписи. Пример: скачать видеозаписи из Youtube: на странице с выбранным видео в адресной строке между «you» и «tube» пишем «magic» (без пробелов, тире) и нажимаем «Enter». На открывшейся странице нажимаем «Download» начинаем скачивать. Второй вариант: между «you» и «tube» написать  «ss» (без пробелов, тире)  и также нажать «Enter».

3. В программе Windows Movie Maker используются форматы видео avi, аудио – mp3. Соответственно, если скачанные файлы не поддерживаются, их необходимо конвертировать, т.е. перевести в нужный формат. Для этого в интернете набираем в поиске «Online-Converter»  и заходим в Online-Converter.  Выбираем нужный формат, начинаем загрузку и преобразование файла и сохраняем его на компьютер.

4. Чтобы добавить видео для монтажа, нажимаем «Импорт» в поле «Операции» в левом верхнем углу. Далее перетаскиваем его на шкалу времени видео в нижнюю панель. Справа будет отображаться фильм и значок обрезать, - два прямоугольника, разделенные пунктиром, а на шкале времени мы сможем его обрезать. Для этого двигаем начало и конец фрагментов фильма  и обрезаем ненужное, нажимая  «Удалить» правой кнопкой мышки. 

5. Чтобы заглушить звуковую дорожку фильма, нажимаем на плюс возле надписи «Видео» видеодорожки фильма, и на нужном нам фрагменте, кликая правой кнопкой мышки, выбирая из списка «Выключить».

6. Чтобы создать титры, нажимаем в поле «Операции» в левой верхней колонке «Создание названий и титров» - «Выбрать титр», печатаем текст, меняем  шрифт, анимацию. Чтобы добавить титр перед определенным слайдом, нажимаем «Добавить название на выбранном клипе на шкале времени».

7. Чтобы создать переходы и эффекты, нажимаем «Отображение раскадровки», далее в поле «Операции» в левой верхней колонке выбираем  «Монтаж фильма» - «Просмотр видеопереходов» и выбираем понравившийся переход. Затем перетаскиваем выбранный переход в приготовленное место между нужными частями фильма. 

Для создания эффекта на частях фильма или изображениях, изменяем шкалу времени на раскадровку, нажимаем «Отображение раскадровки». Кликаем на «Просмотр видеоэффектов» в поле «Монтаж фильма», выбираем нужный и перетаскиваем его на выбранный эпизод фильма или  изображение.

8. Для добавления музыки, добавляем аудиофайл, перетаскиваем файл с музыкой на звуковую дорожку. Если в каком-то фрагменте фильма не заглушена изначальная аудиозапись, она сохранится вместе с общей для всего ролика.

9. Чтобы сделать начало и конец фильма, нажимаем «Отображение шкалы времени», выбираем видеоэффект «Появление из черного».

10. Сохраняем на компьютере в высоком качестве нажимая «Сохранить как». Обратите внимание, что во время монтажа фильма, при его воспроизведении будет низкое качество. После сохранения этот дефект будет устранен.


четверг, 9 марта 2017 г.

Создание виртуальных книжных выставок


Блоги и страницы библиотек в социальных сетях открывают такую сферу применения инноваций, как  виртуальных выставки, которые служат средством наглядной демонстрации библиотечного фонда.


На настоящее время нет четкого определения, что такое виртуальная выставка. Учебное пособие Н. В. Збаровской «Выставочная деятельность публичных библиотек» дает следующее определение: «Виртуальная выставка - это новый вид информационно-библиотечного обслуживания пользователей, синтез традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления информации» [6]. 

Виртуальная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования [2, С. 6].

Виртуальная выставка позиционируется как  новый, многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу пользователей возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (тексты, графика, аудио, видео и др.) [1].

Первые виртуальные выставки появились в рамках проекта Интернет-ресурсов Торгово - Промышленной Палаты России. Ресурс предполагает размещение на виртуальных выставочных стендах (мини-сайтах) информации на русском и английском языках   для продвижения и  обмена деловой информацией о предприятиях и организациях, их товарах и услугах. графические и видеоматериалы. В условиях развития новых информационных технологий, виртуальные выставки появляются в сфере культуры и образования: музеях, вузах, библиотеках всех типов. 

Виртуальные выставки представляют фонд библиотеки, способствуют формированию и поддержанию имиджа, развитию и совершенствованию библиотечного сервиса.   
Преимущества и возможности виртуальной выставки:
1. Для просмотра выставки читателю необязательно находиться в библиотеке, достаточно выхода в интернет. Читатель может ознакомиться с выставкой в любое время.
2. Возможность экспонирования большего количества документов по сравнению с тра-диционной выставкой, не занимая реального пространства библиотеки. На выставке может быть представлено большое количество книг; в любое время можно их менять, убирая ненуж-ные и выставляя новые.
3. Каждый документ можно сопроводить аннотацией, рефератом, копией оглавления и/или фрагментами текста, иллюстрациями, историей создания произведения, описанием эпо-хи, аудио- и видеофрагментами. Компьютерные технологии делают виртуальную выставку живой и динамичной.
4. Документам, представленным на виртуальной выставке, не грозят повреждения. Вы-ставка в интернете может функционировать постоянно.
5. Затраты на создание виртуальных выставок ниже, чем на организацию аналогичных традиционных.

Среди ограничений применения электронных книжных выставок, следующие: 
1. Не каждый ПК соответствует требованиям, необходимым для просмотра вы-ставки. При технических неполадках представление выставки и ее просмотр становится не-возможным.
2. Не каждый пользователь библиотеки обладает необходимыми умениями для ознакомления с электронной книжной выстовкой
3. Производитель книжной выставки должен обладать необходимыми компьютер-ными умениями и художественным вкусом [савкина].
Типология виртуальных книжных выставок

Виртуальные книжные выставки, как и традиционные, могут быть классифицированы по ряду признаков: [3,4]: 

По статусу – самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие (например, при анонсировании книги в Интернете); 

По содержанию – универсальные, отраслевые, тематические, персональные; 

По целевому назначению - в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;

По времени публикации и поступления в библиотеку предоставленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»; 

По срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные; 

По видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.), мультимедийные приложения; 

По составу представленных изданий: выставка одной книги, серии, коллекции.

Виртуальные книжные выставки могут быть созданы как с помощью стандартного набора офисных программ MS Office, так и в онлайн-сервисах для последующей вставки их HTML-кода в блог или ссылки  на странице в социальной сети.

Существуют различные формы представления виртуальных книжных выставок (в скобках указаны программы и онлайн-сервисы для создания выставки):

1. Презентация (Power Point, Slide Share)

2. Слайд-презентация (слайд-шоу)обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением (Power Point, Photopeach, Photosnack)

3. Видеообзор с рекомендациями библиотекаря, записью «громких чтений» читателей, видеовпечатлений читателей и известных в городе людей.

4. Выставка книг в виде интерактивного плаката (Power Point с использованием гиперссылок, ThingLink).

5. Выставка книг в виде ментальной карты, техники визуализации мышления в виде карты, в центре которой обозначена главная тема с отходящими от нее в разные стороны ключевыми словами, связанными с ней (Word, Power Point, Mindmeister, FreemindMap, Popplet). 

6. Выставка книг какого-либо автора в виде ленты времени (Power Point, Dipity,  Xtimeline,  Free Timeline, Timerime, Timtoast, Ourstory Capzles).

7. Выставка книг в виде 3D-книги (MS Publisher, Flip Book Maker, Flip PDF, ZooBurst Calameo Photosnack Myebook.

8. Выставки на географической карте (Google Maps).

9. Выставка – виртуальная доска  (Thinglink, Google Презентации).

10. Выставка – плакат (MS Publisher, Glogster, Thinglink, Playcast).

Подходы к  организации виртуальных выставок  весьма разнообразны:  от уже ставшей традиционной,  консервативной формы  -   изображение обложек книг и аннотаций изданий, до анимационного путешествия в мир книги. На выставках последнего типа  помещается по-дробная информация об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других Интернет-сайтов. Выставки перестают дублировать традиционные книжные, демонстрируемые в  стенах библиотеки. Зачастую они начинают делаться как мини-сайты.

При создании виртуальных выставок используются дизайнерские программы: Adobe Pho-toshop, FSViewer, Corel DRAW, ImageReady. При размещении выставки на сайте, блоге, используется программный язык  HTML. Сканирование обложек, иллюстраций по распознаванию и правке текстов производится в программе FineReader.

Алгоритм создания виртуальной книжной выставки следующий: [8]

1.Разработка модели электронной книжной выставки: выбор темы, отбор документов, информационных, иллюстративных, аудио- и видеоматериалов, составление схемы выставки (на листе бумаги можно нарисовать макет выставки).

2. Техническая подготовка проекта: фото или сканирование обложек, иллюстраций, поиск изображений обложек в интернете, подготовка текстовых материалов, обрезка аудио- и видеофрагментов, сохранение предварительных материалов в отдельной папке.

3. Оформление работ в выбранной программе или онлайн-сервисе:

3.1. Выставка в программе MS Power Point с использованием гиперссылок: 

На первом слайде  размещается тематическая картинка, название выставки, а также элементы управления — кнопки перехода (т.е. книги, представленные на выставке, о которых будет подробно рассказано на соответствующем слайде или темы, нажимая на которые, пользователь переходит на слайд с подборкой изданий по ней). 

Далее создаются отдельные слайды для каждой книги (темы), указанной на первом слайде. Например: Слайд 1 – «Творчество современных фантастов: Сергей Тармашев, Сергей Лукьяненко, Мария Семенова». Слайд 2 – «Издания Сергея Тармашева». Слайд 3 – «Издания Сергея Лукьяненко». Слайд 4 «Издания Марии Семеновой. 

Оформляем гиперссылки - кнопки перехода. Первая  кнопка перехода – надпись «Сер-гей Тармашев» на Слайде 1.   Выделяем текстовый блок «Сергей Тармашев». Вверху, в панели управления, нажимаем «Вставка», выделяем «Гиперссылка». Выбираем «Связать с», далее нажимаем на «Место в документе» и выбираем из списка справа «Слайд №2» – «Издания Сергея Тармашева». Затем, для того, чтобы вернуться к началу выставки и выбрать следующую книгу (тему) для просмотра, создаем гиперссылку на Слайд 1 по следующей схеме: выделяем фото (либо текстовый фрагмент), на который в процессе показа презентации будем кликать мышкой, чтобы вернуться к началу викторины. Далее щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Гиперссылка» - «Связать с» - «Место в документе» - «Слайд 1». Снова возвращаемся на Слайд 1 и повторяем с оставшимися названиями – «Сергей Лукьяненко», «Мария Семенова» те же действия. 

Затем добавляем дизайн, анимацию (по желанию), настраиваем время показа: «Показ слайдов» - «Настройка времена» и выбираем продолжительность показа каждого слайда. Затем нажимаем  клавишу F5 и включаем режим просмотра.  На страницу с описанием издания также можно записать краткий аудирассказ-пояснение или прикрепить мелодию, звуковые эф-фекты.

При добавлении презентации на страницу в социальных сетях, необходимо написать схему просмотра  выставки, а при ее показе на мероприятии объяснить правила и показать ее в фор-ме интерактивной игры. Во время показа презентации  читатель выбирает книгу, кликает на нее мышкой и попадает на страницу с описанием выбранного издания. Чтобы вернуться в начало, он нажимает левой клавишей мыши на слайд и возвращается на первый слайд. Те же действия читатель выполняет для просмотра остальных изданий, размещенных на Слайде 1.

3.2. Создание виртуальной книжной выставки в онлайн-сервисе Thinglink для встав-ки в блог/страницу в социальной сети:
Заходим на сайт  thinglink.com, нажимаем «get started»:




В открывшимся окне выбираем «Free» - бесплатную версию, и нажимаем «Start»:




В открывшейся форме регистрируем библиотеку: вносим свои данные, имя, e-mail, па-роль. Если есть аккаунт библиотеки в  Google, Facebook или Twitter, можно зайти через них.
Нажимаем «Create», далее «Upload images» - «Choose images» и выбираем нужную картинку для выставки на своем компьютере – «Открыть». 


На появившейся странице с выбранной картинкой начинаем создавать виртуальную выставку, нажимая левой клавишей мыши по книгам и добавляя в поле слева аннотации, описания изданий и другие сопроводительные материалы: 





После того, как ко всем книгам будут составлены сопроводительные надписи, сохраняем выставку. Для этого нажимаем «Save image». Чтобы разместить ее в блоге, нажимаем «поделиться» и копируем html-код для вставки в блог. Заходим на страницу блога и вставляем код в сообщение/страницу. Если выставка получилась больше по размерам, чем нужно, в скопированном коде смотрим какие заданы значения и меняем их, например, с 1000 меняем на 490.





Если нет блога, ссылку на выставку вставляем в сообщение на странице в социальной сети: 



Аналогичным образом выполняются выставки и в других онлайн-сервисах.

Примеры виртуальных книжных выставок:

Виртуальная книжная выставка Национальная библиотеки Удмуртской республики предлагает полноценную экскурсию по виртуальной библиотеке с книгами на стеллажах, при наведении курсора на которые, отображаются аннотации. 






Книжные выставки в форме сообщения-рассказа:
Виртуальная выставка МБУК ЦБС им. А. М. Горького г. Красноярск


Виртуальная выставка в социальной сети «В контакте» в группе «Виртуальный методист» МУК ЦБС г. Краснодара:





Виртуальная книжная выставка Российской государственной библиотеке в виде мини-сайта с презентациями:





Список использованной литературы: 

1. Виртуальная выставка /Ивановская областная библиотека для детей и юношества. – Режим доступа: http://www.iv-obdu.ru/content/view/528/100/.

2. Виртуальная книжная выставка: рассказываем о книгах в новом формате: методические рекомендации / Бахчисарайская центральная районная библиотека им. А. С. Пушкина. – Крым, 2015. – 8 с.

3. Виртуальные выставки. Типология. Структура. Методика создания // Виртуальный дневник методиста. – Режим доступа:  http://ulyanovbib.blogspot.ru/2016/02/blog-post_25.html

4. Виртуальные книжные выставки? Да!: методические рекомендации / МБУК «ЦБС» Центральная детская библиотека. – Бирюч, 2012. – 9 с.

5. Гурьян, З. П. Выставка в библиотеке: интерактивная, виртуальная, синяя, поющая, звучащая. – Режим доступа: http://oubomsk.ru/Posobiya/konsultacii/vystavka_v_biblioteke_2015.pdf.
6. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В. Збаровская. – М.: Профессия, 2004. – С. 118.

7. Книжная выставка – это всегда интересно: методико- библиографический мате-риал / Красногвардейская центр. районная б-ка, Методико-библиографический отдел; сост. Н.А. Верютина; ответ. за выпуск О.В. Олейникова. – Бирюч: ЦРБ, 2011. – 47 с.

8. Методические указания по созданию виртуальных выставок. – Режим доступа: https://portal.dnmu.ru/fileadmin/EDITDATA/bibl/Metod-ukazan-virt-vistav-2015.pdf

9. Савкина, С. В. Электронные книжные выставки: потребительские свойства, технологии подготовки / С. В. Савкина // Библиотечное дело. Библиотечные технологии. - 2009. - № 1 (спецвыпуск). - С. 24-29.

четверг, 2 марта 2017 г.

Создание литературной слайд-викторины в Power Point

В библиотечной практике презентации стали неотъемлемой частью при проведении массовых мероприятий. Информация, сопровождаемая визуальными эффектами, представленная наглядно, усваивается лучше. 

Большинство презентаций создаются  с помощью PowerPoint. Разнообразить презентацию, внося интерактивный элемент, можно с помощью слайд-викторины, основанной на использовании гиперссылок.

Викторина —  игра, в процессе которой участники должны ответить на ряд вопросов, обычно объединенных общей тематикой. 

Слайд-викторина отличается электронным сопровождением (показом слайдов), на которых обозначены правильные и неправильные ответы. Она может сопровождаться аудиозаписями (музыка, закадровый голос, звуковые эффекты), анимацией, видеоэффектами. 

В этой статье мы расскажем как создать литературную слайд-викторину.

Первый этап - подготовительный. Определяется тема, круг вопросов и ответов на них, используемый наглядный материал.

Второй этап - создание викторины. Рассмотрим на примере интерактива "Чей это портрет":


1. Титульный слайд

На титульном слайде  размещается тематическая картинка, название игры, а также элементы управления — кнопки перехода (т.е. варианты ответа) на различные этапы викторины. Отдельным слайдом можно прописать описание правил проведения (но не обязательно).
Далее создаются отдельные слайды для каждого варианта: "Слайд 2 - Анна Ахматова, неправильный ответ", "Слайд 3 - Марина Цветаева, правильный ответ", "Слайд 4 - Зинаида Гиппиус", неправильный ответ. Также заранее создаем Слайд 5, пустой, или со следующим вопросом-титульным слайдом.





2. Кнопки перехода

Первая  кнопка перехода (вариант ответа) - Анна Ахматова. Выделяем текстовый блок "Анна Ахматова". 
Нажимаем "Вставка", выделяем "Гиперссылка":



Выбираем "Связать с", далее нажимаем на "Место в документе" и выбираем из списка справа "Слайд №2" - неправильный ответ.


Затем, для того, чтобы вернуться к началу викторины и дать читателям возможность попробовать еще раз, создаем гиперссылку на Слайд 1 по следующей схеме: выделяем фото (либо текстовый фрагмент), на который в процессе показа презентации будем кликать мышкой, чтобы вернуться к началу викторины. Далее щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем "Гиперссылка" - "Связать с" - "Место в документе" - "Слайд 1":


 Снова возвращаемся на Слайд 1 и повторяем с оставшимися вариантами ответа те же действия. Одно отличие - на Слайде 3 с правильным ответом делаем переход на Слайд 5, следующий вопрос.











Затем добавляем дизайн, анимации (по желанию), настраиваем время показа: "Показ слайдов" - "Настройка времена" и выбираем продолжительность показа каждого слайда.



Затем нажимаем  клавишу F5 и включаем режим просмотра, чтобы увидеть что получилось.

В процессе игры участник называет вариант ответа,  ведущая кликает по нему мышкой и видит, правильно ли он ответил. Если неправильно, ведущая вновь возвращается на страницу вопроса и просит участников выбрать другой вариант. Задача игроков – дать правильный ответ, после чего ведущая переходит к следующему вопросу.  За каждый правильный ответ начисляются баллы. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество баллов. В качестве символического приза на финальный слайд можно добавить изображение диплома или анимацию с поздравлением победителя.

Возможны другие варианты слайд-викторины. На титульном слайде можно разместить изображения-гиперссылки к вопросам. А на самих слайдах с вопросами проделать те же действия, которые описаны выше.

Если предполагается самостоятельное использование игры читателями, то на каждый слайд можно добавить голосовое сопровождение, записанное с помощью микрофона. 

Также на страницу правильного ответа можно записать краткий аудирассказ-пояснение или прикрепить мелодию, звуковые эффекты (апплодисменты).

Пример того, как должен выглядеть шаблон презентации до добавления интерактива (гиперссылок):